Актуальное интервью: страхования деловой авиации
Dec 06, 2013
Сегодня в гостях у читателей BizavWeek руководитель направления Департамента по работе с предприятиями гражданской авиации и авиационно-космической промышленности ОАО «АльфаСтрахование», андеррайтер авиационных рисков Николай Манизер. Он расскажет о тенденциях авиационного страхования самолетов деловой авиации на отечественном рынке, а также о возможностях продуктов «АльфаСтрахование» для владельцев бизнес-джетов.
- Рынок отечественных бизнес-перевозок развивается по всем направлениям – это и новые транспортные комплексы, пассажирский трафик, ТОиР и т.д. Вместе с этим развиваются и компании, обеспечивающие качественный сервис. Что происходит на рынке авиационного страхования бизнес-авиации, развивается ли он как отдельное направление и вообще, существует оно как таковое?
- Современный этап развития бизнес-авиации дает возможность говорить о ней, как об отдельном рынке со своей инфраструктурой. Причины такого роста рынка – улучшения благосостояния частных лиц и организаций, которые пользуются услугами бизнес-авиации. Приобретаются престижные дорогостоящие модели самолетов и вертолетов, количество аэропортов, терминалов и организаций ТОиР для обслуживания сегмента деловой авиации растет. Все это является предпосылками развития бизнес-авиации как отдельного рынка.
Что касается авиационного страхования, бизнес-авиация в России уже занимает свою нишу. Уже в 2012 году, по данным ФСФР, этот рынок исчислялся 8,333 млрд. руб.
Страхование предприятий авиационной промышленности и крупных авиакомпаний являются основными сегментами этого рынка. Впрочем, страхование бизнес-авиации занимает лишь 4% от общего объема рынка, но тенденция к росту налицо.
Страхование деловой авиации можно разделить на четыре вида – это страхование предприятий ТОиР, аэропортовых комплексов, самолетов и относительно новый сегмент – страхование вертолетов для бизнес-перелетов. Последний будет активно развиваться в ближайшие годы.
- Разные страховые компании по-разному рассматривают вопросы страхования воздушных судов бизнес-авиации. Какие тенденции и особенности Вы бы могли отметить?
- К сожалению, некоторые страховщики рассматривают данный сегмент как «отхожий промысел», и занимаются им время от времени. Думаю, что без системного подхода успешно работать на этом рынке не получится.
Необходимо понять, что страхование деловой авиации – это отдельный бизнес, который отличается от других видов страхования. «АльфаСтрахование» это уже приняло и мы подходим к работе с бизнес-авиацией в полной мере.
Хочется отметить, что данный вид страхования не похож на обычное страхование авиакомпаний, в распоряжении которой - десяток самолетов. Здесь своя специфика.
Годовой налет бизнет-джета в среднем может составить от 400 до 600 в год, тогда как этот показатель у коммерческого авиасудна будет в разы больше. В то же время подготовка и опыт работы пилотов для деловой авиации выше, чем у пилотов коммерческой.
Убытки на рынке бизнес-авиации существенно ниже. Как ниже и риски, чем в коммерческой авиации.
Исходя из этого, тарифы на страхование деловой авиации немного ниже, чем на страхование обычных авиакомпаний. Учитывая эти особенности, не каждый страховщик готов правильно с ними работать.
- Какие проблемы развития рынка страхования бизнес-джетов в России вы можете отметить. Возможно ли оценить этот рынок сейчас?
- Статистика такова, что сегодня не более1/5 части отечественного парка деловой авиации эксплуатируется под эгидой российских операторов. Все больше компании и лица – владельцы бизнес-джетов, предпочитают зарубежные компании. При этом российский парк самолетов сегодня насчитывает не менее 500 судов.
Что касается развития рынка страхования данной сферы в России, основная проблема сегодня заключается в том, что административные барьеры вынуждают собственников регистрировать свои воздушные суда не в России, а где-нибудь «на островах», эксплуатируя их под флагом местного оператора.
А местные операторы наряду с услугами по управлению бизнес-джетом предлагают и страховые услуги. И собственник фактически не имеет выбора.
К тому же, зачастую страхование воздушного судна у крупного оператора в рамках его страхового полиса обходится собственнику дешевле, чем если бы он страховал транспорт отдельно.
Но учитывая специфику страхования именно этого сегмента, нужно учитывать, что в случае убытка, а здесь деньгами большинства покрываются убытки единиц, собственнику и участникам группового страхования придется платить больше уже на следующий страховой период.
К слову, похожие услуги у российских операторов пока не развиты, несмотря на то, что это является реальным инструментом для привлечения клиентов при выборе страховой компании и оператора.
- Какой процент клиентов предпочитает иностранные страховые компании и есть ли на российском рынке в данном сегменте страхования конкуренция?
- Конкуренция, разумеется, есть. Но главная конкурентная борьба разворачивается между специализированными страховыми компаниями, для которых данный бизнес является побочным. А эти компании, рассматривающие страхование бизнес-авиации как побочный бизнес, системным и индивидуальным подходом не отличаются. Они предлагают покрытие стандартных рисков и, в основном, разовые сделки.
Те компании, которые опираются на зарубежную практику и отличаются системным подходом, могут предложить широкое страховое покрытие и разумную цену.
В этом смысле «АльфаСтрахование» использует не только международный опыт, но и кооперацию с зарубежными партнерами.
Относительно страховщиков с Запада, там имеются компании, работающие с западными брокерами помимо российских страховщиков. Для страхователей в этом нет сильной выгоды, поскольку уровень тарифов схож с российскими компаниями. Но скорость обслуживания, в частности, сроки получения необходимого полиса или сертификата зачастую осложняют жизнь оператору бизнес-джета. Вплоть до отмены рейста из-за отсутствия не выданной вовремя « бумаги».
- Является ли сегмент деловой авиации приоритетным в «АльфаСтрахование» и какие продукты популярны среди действующих клиентов?
- Мы предоставляем широкий спектр услуг именно в сфере авиастрахования и успешно конкурируем на рынке. И страхование бизнес-авиации играет здесь не последнюю роль благодаря широкой линейке предлагаемых продуктов.
Имея возможность сравнить их с продуктами конкурентов, наши клиенты понимают, что наши покрытие более широкое. Немаловажным фактором здесь является индивидуальный подход к каждому виду риска, который помогает решать задачи конкретного клиента, а не предлагать ему одинаковый для всех продукт.
Здесь важно отвечать на запросы рынка, и быть на шаг впереди, создавая инновационные продукты и определяя тенденции рынка.
Например, с 2014 года мы предлагаем нашим клиентам страхование бизнес-джетов без франшизы! А сами страховые продукты «АльфаСтрахование» включают дополнительные покрытия, которые уже оценили операторы деловой авиации.
Именно поэтому данный сегмент в нашем портфеле растет и является на сегодня одним из приоритетных направлений развития.
- Каковы причины перестрахования рисков за границей?
- Перестрахование рисков на международном рынке происходит по причине необходимости получения страхования (перестрахования) у компаний, которые имеют высокий рейтинг финансовой стабильности наряду с оптимальным тарифом. Бывают и случаи, когда лизинговые контракты и договора купли-продажи бизнес-джета должны быть обеспечены западным перестрахованием. Здесь главный фактор – комбинация оптимального перестраховочного тарифа и надежности операторы на рынке.
По сути, перестрахование рисков деловой авиации на западе стало необходимостью для обеспечения конкурентных тарифов и качественной работы, а не тому, что на международном языке называется «best market practice».